Какие задвижки бывают? Виды и особенности
Трубопроводы, перемещающие воду, газ, нефть и другие продукты, требуют регулярного обслуживания и ремонта. В подавляющем большинстве случаев эти мероприятия невозможно провести без перекрытия транспортируемой среды. Для решения данной задачи используют специальный запорный элемент — задвижку. Данные устройства устанавливают на всех трубопроводах сечением от 15 до 2000 мм, используемых в ЖКХ, на объектах энергетики, в нефтепереработке, в сельском хозяйстве, в различных отраслях промышленности и т.д.
Конструкция и принцип работы устройств
Задвижка представляет собой трубопроводную арматуру запирающего типа, в которой запорный орган двигается перпендикулярно потоку транспортируемой среды. В общем случае устройство состоит из литого корпуса, крышки, затвора, резьбовой пары, уплотнения и маховика. Корпус и крышка устройства образуют полость, внутри которой установлен запорный элемент, сопряженный с резьбовой парой (шпиндель и ходовая гайка). В открытом состоянии рабочая среда свободно движется сквозь задвижку. Когда возникает необходимость в перекрытии потока, с помощью маховика или другого управляющего элемента затвор перемещают в положение «закрыто».
Классификация устройств
Предельно простой принцип управления, надежность, герметичность, небольшое гидравлическое сопротивление — это далеко не полный перечень преимуществ, обеспечивших широчайшее распространение задвижек. А поскольку в каждом направлении предъявляются свои требования к эксплуатационно-техническим характеристикам арматуры, модельный ряд данных устройств по-настоящему широк. В частности, их можно классифицировать по таким параметрам, как:
-
материал корпуса;
-
конструкция и уплотнение затвора;
-
тип присоединения к системе;
-
тип привода устройства;
-
расположение ходового узла;
-
другие характеристики.
Каждый вид задвижек обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому заслуживает более подробного рассмотрения.
Классификация по материалу корпуса
Для различных эксплуатационных условий производители выпускают чугунную и стальную арматуру. Первая предназначена для использования в неагрессивных и слабоагрессивных средах. Как правило, ее устанавливают на трубопроводах, транспортирующих воду и пар. Что касается задвижек из стали, то для их производства используют высокоуглеродистые и легированные сплавы. Последние устойчивы к воздействию агрессивных сред, что позволяет использовать устройства в составе систем, транспортирующих кислоты и щелочи.
Классификация по конструкции и уплотнению затвора
В зависимости от особенностей запорного элемента различают задвижки клиновые и параллельные. Причем каждая категория дополнительно делится на несколько видов. Так, к примеру, в продаже представлена арматура с жестким, упругим и составным клином, а также устройства с дисковым, двухдисковым и шиберным затвором. У последних рабочий орган выполнен в форме пластины. Что касается уплотнителей, то чаще всего используют резину и нержавеющую сталь. Обрезиненные затворы эксплуатируются там, где есть контакт с паром и водой. Для более агрессивных сред применяют задвижки, у которых рабочий элемент имеет наплавку из нержавейки.
Классификация по типу присоединения
На трубопроводах небольшого диаметра широко используются задвижки с резьбовым соединением, преимуществом которого является простой и быстрый монтаж в систему. На крупных магистралях более востребованы устройства с фланцевым присоединением. Их отличает надежность, герметичность стыка, устойчивость к повышенным температурам и давлению, возможность многократного монтажа и демонтажа. Также помимо перечисленных видов различают задвижки с муфтовым, цапковым, сварным присоединением. Каждый вариант имеет плюсы и минусы, поэтому при выборе необходимо ориентироваться на будущие эксплуатационные условия и требования конкретной отрасли.
Классификация по типу привода
В зависимости от способа управления различают задвижки с механическим и автоматическим приводом. У первых перемещение шпинделя и затвора осуществляется за счет мускульной силы — вращая штурвал, оператор открывает или перекрывает поток транспортируемой среды. Важно отметить, что ручное управление возможно только на тех устройствах, которые имеют сравнительно небольшой вес (обычно до 50-70 кг). Задвижки большего диаметра комплектуются автоматическим приводом. Наибольшее распространение получили устройства с электроприводом и пневмоприводом. Реже встречается электромагнитная и гидроприводная арматура.
Классификация по расположению ходового узла
Задвижка может иметь выдвижной и невыдвижной шпиндель. У арматуры первого типа ходовая гайка и резьба шпинделя располагаются за пределами корпуса. Когда задвижка находится в открытом состоянии, шпиндель выдвинут на величину хода затвора. Главный плюс такой арматуры состоит в том, что транспортируемая среда не воздействует на конструкционные элементы устройства. Как следствие, снижается износ сальникового уплотнения. Это особенно важно в тех случаях, когда речь идет о транспортировке агрессивных веществ. Минус устройства заключается в довольно большой строительной высоте — для нормальной эксплуатации над корпусом должно оставаться свободное пространство (не меньше, чем диаметр прохода). Иногда это делает невозможным монтаж арматуры.
У моделей с невыдвижным шпинделем ходовой узел находится внутри литого корпуса. Соединенная с рабочим органом гайка при открывании наворачивается на шпиндель. За счет этого последний не изменяет высоту и сохраняет первоначальное положение. Невыдвижная конструкция обуславливает недостатки и преимущества данных задвижек. Наиболее значимым минусом является прямой контакт с рабочими средами. Подвергаясь воздействию абразивных частиц и агрессивных веществ, ходовой узел быстрее изнашивается. Кроме того, недоступность конструкционных элементов для обслуживания отрицательно сказывается на надежности сальникового уплотнения. Преимущество задвижек с невыдвижным шпинделем — сравнительно небольшая монтажная высота, благодаря которой они подходят для эксплуатации в условиях ограниченного пространства.
Классификация по другим характеристикам
Говоря о классифицирующих признаках, нельзя не отметить и такие особенности, как:
-
Конструкция проточной части. По этому параметру задвижки делят на полнопроходные и неполнопроходные. В открытом состоянии диаметр прохода первых равен сечению трубопровода. Неполнопроходные задвижки также называют суженными, поскольку они имеют меньший диаметр условного прохода.
-
Исходное положение. Эта характеристика применима к устройствам с автоматическим приводом. В зависимости от начального положения запорного органа различают нормально открытую и нормально закрытую арматуру. Первая маркируется буквами «НО», для обозначения второй используют сокращение «НЗ».
-
Климатическое исполнение. Россия — одна из немногих стран, расположенных в четырех климатических поясах. Поскольку будущие условия эксплуатации влияют на характеристики оборудования, задвижки для различных регионов выпускаются в разных исполнениях. Например, арматура для умеренного климата маркируется буквой «У», а для холодного — «ХЛ».
-
Класс герметичности. Всего существует шесть классов герметичности — А, АА, В, С, D и D1. Класс А присваивается изделиям, при испытании которых протечки отсутствовали полностью. Остальные классы говорят о том или иной объеме протечек.
Модельный ряд трубопроводных задвижек по-настоящему огромен. Как следствие, планируя купить устройство, потребитель сталкивается с проблемой выбора. Для того чтобы определить, какая арматура соответствует тем или иным эксплуатационным условиям, необходимо детально изучить характеристики изделия. Если у вас нет на это времени, воспользуйтесь помощью специалистов компании «Вордер» и одноименного интернет-магазина.
У нас можно не только купить товар, но и получить профессиональную консультацию по вопросам выбора, монтажа, обслуживания. При этом выгодные цены, обусловленные прямым сотрудничеством с ведущими мировыми брендами, обеспечивают доступность арматуры для покупателей. Остались вопросы? Чтобы проконсультироваться или купить задвижку с доставкой по Москве и России, свяжитесь с нами через онлайн-форму на сайте или по телефону: 8(800)2220433.
- Комментарии